Пижемская роспись ложки


  • Источником для появления расписного промысла послужила рукописная традиция, принесенная первыми поселенцами и продолженная последователями старой веры. Орнаментика книжной графики (заставки, буквицы и концовки) вдохновила печорского крестьянина на создание изящного неповторимого графичного узорочья для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью. «На усть-цилемских ложках мы видим скромный узор. Это как правило, геометрические орнаменты, выполненные осторожной и тщательно прорисованной линией, затем раскрашенные. Чаще всего ложка внутри и снаружи украшена симметрически расположенными миниатюрными орнаментами…».

    Российская Федерация, Республика Коми, Усть-Цилемский район, С.Замежная, дер.Скитская, дер. Степановская, с. Усть-Цильма

        места распостранения: -
    Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии - Техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами
    ОНН зарегистрирован: ФУКЦ РФ
    Номер: KO004

    Наименование ОНН: Наименование ОНН: Традиция росписи пижемской ложки, Язык наименования: rus.

    Сведения, относящиеся к наименованию: Название введено в научный оборот Тарановской Н.В., сотрудником ОНИ Русского музея, исследователем этой росписи.

    Форма выражения ОНН: Произведения декоративно-прикладного народного художественного творчества.

     

    Описательные сведения:

    Аннотация:
    В настоящий период времени пижемской росписью занимаются отдельные энтузиасты, которые предпринимают различные попытки по ее возрождению. В местах бытования существует огромный интерес к возрождению пижемской росписи в традиционном ее исполнении. В течение ряда лет в с. Трусово Усть-Цилемского р-на обучает детей мастерству член Союза мастеров РК Степан Иванович Чупров. Под его руководством школьники занимаются изготовлением резных деревянных изделий. Однако многие из них значительно отличаются от работ старых мастеров. Работы нескольких местных мастеров также грешат самодеятельным подходом, весьма далеким от традиционного. В Республиканском колледже культуры пижемская роспись преподается одним из лучших специалистов в этой области Т. В. Сердитовой. Ежегодно в этом учебном заведении защищаются дипломники по данной тематике. В СГУ обучение пижемской росписи включено в курс «Художественная обработка древесины (роспись по дереву)» и производится с начала основания факультета И. В. Земцовой. В 2006 г. ею защищена кандидатская диссертации по теме «Теория и методика обучения северной графической пижемской росписи в художественных образовательных учреждениях Республики Коми». Ею подготовлены несколько учебных пособий, публикация которых не состоялась по причине недостатка средств.

     

    Принадлежность:

    Этнокультурная принадлежность: Культура старообрядческого населения

     

    Сведения об особенностях ОНН:

    Состояние бытования: Пижемская роспись все реже и реже используется в творческой деятельности профессиональных художников-прикладников; работы самодеятельных мастеров утрачивают традицию. Несколько учебных заведений в Республике Коми знакомят учащихся с пижемской росписью, в том числе в Центре дополнительного образования в с.Усть-Цильма. Данная ситуация объясняется утратой традиции, малой активностью собирательской работы и научного осмысления ее результатов, нехваткой научно-популярной и методической литературы. Между тем, имеется десятилетний опыт по возрождению росписи в Сыктывкарском госуниверситете.
    Риск исчезновения: В настоящий период времени ложкарный промысел на грани исчезновения, так как старые мастера, владевшие традиционной технологией, ушли из жизни в 80-е годы прошлого века. Современные мастера, к сожалению, сохраняя традиционную форму изготовления, утратили стилевые особенности традиционного письма. Отличие состоит в нарушении цветовой гаммы, написании элементов узора, что привело к вольной трактовке пижемской росписи и, в конечном счете, неузнаваемости ее. Таким образом, в местах традиционного бытования пижемская роспись используется только мастерами-одиночками, которые зачастую пренебрегают старыми традициями.
    Исключительность/Ценность: Роспись уникальна по своим художественно-стилистическим особенностям. Все многообразие орнаментальных мотивов пижемской росписи по семантической принадлежности можно свести к двум видам: мотивы с семантикой дохристианской языческой символики и мотивы христианской символики. В композиционном построении росписи пижемских ложек сложилась определенная система, составленная из тесного соединения геометрических и «геометризированных» растительных элементов, иногда сочетаемых с надписями и пожеланиями. Традиция выросла в среде старообрядческой культуры и тесно связана с древнерусской книгописной традицией.

     

    Сведения о происхождении ОНН:

    Исторический аспект: Пижемская роспись является одной из самых старинных на Севере России, так как, выдержав испытание временем, просуществовала на протяжении более двух веков. Впервые о существовании расписного промысла в Печорском крае заговорили исследователи древнерусской литературы, которые отмечали существование его среди староверческого населения Печорского края. В частности, известный ученый-филолог, знаток и собиратель рукописной литературы В. И. Малышев отмечал, что «…только с 1949 г. началось планомерное, систематическое археографическое обследование Печоры, и в первую очередь Усть-Цилемского района Коми АССР как наиболее богатого рукописной стариной…». Отмечая особенности печорской рукописной традиции, В. И. Малышев заметил следующее: «…Пижемские девицы, подражая работам лескинских писиц, рисовали настенные листы духовного содержания…».
    Историко-этнографическая характеристика: Появление пижемской росписи связано с освоением Печорского края новгородцами с начала XVI в. (Ивашка Ластка с товарищами), затем, на рубеже XVII-XVIII вв., новым миграционным потоком старообрядцев. Места эти по географическим условиям имели труднодоступность и удаленность от центральных регионов России, но были богаты природными ресурсами, что послужило причиной их заселения. Рукописная традиция, принесенная первыми поселенцами и продолженная последователями старой веры, послужила источником для появления расписного промысла. Орнаментика книжной графики (заставки, буквицы и концовки) вдохновила печорского крестьянина на создание изящного неповторимого графичного узорочья для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью.

     

     

    Современное место бытования ОНН:

    Российская Федерация, Республика Коми, Усть-Цилемский район, С.Замежная, дер.Скитская, дер. Степановская, с. Усть-Цильма.

     

     

     

    Информация об ответственности относительно ОНН: Лица, имеющие отношение к ОНН:

    ФИО: Тарановская Наталья Васильевна (Старший научный сотрудник)

           Тип ответственности: Исследователь

           Годы жизни: 1929-2005

           Место работы/ Адрес: Государственный Русский музей.

    ФИО: Земцова Ирина Вениаминовна

           Тип ответственности: Исследователь

           Родилась 2 июня 1956

           Место работы/ Адрес: ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет», Октябрьский пр. 55.

    Организации, имеющие отношение к ОНН:

    Наименование: СыктГУ, ГОУВПО Сыктывкарский государственный университет - Подразделение: Кафедра ДПИ (декоративно-прикладного искусства) факультета искусств СыктГУ

           Тип ответственности: Исследователь

           Местонахождение: Российская Федерация, Республика Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский пр. 55

     

     


    Источник: http://www.culturerk.narod.ru/naslediye/pizchma_rospis.html


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Пижемская роспись в Сибири. - Ярмарка Мастеров - ручная - Воротнички вязанные для школьной формы

    Пижемская роспись ложки Пижемская роспись ложки Пижемская роспись ложки Пижемская роспись ложки Пижемская роспись ложки Пижемская роспись ложки Пижемская роспись ложки

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ