Роспись и его анализ


  • Анализ орнаментов является одним из основных методов, применяемых для исследований.

    Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм. В орнитоморфных узорах преобладают мотивы гибкости с переплетениями, веерообразными мотивами и т. д.

    Рисунок 10- Панно «Лебедушка», И.В. Макарова, г.Вологда

    Застывший морозный узор - тонкие, причудливые линии и хрупкий рисунок мы можем наблюдать на изделиях вологодских кружевниц.

    Узор на изделии расположен по окружности с широкой каймой и со свободно заполненной орнаментальной серединой в виде фоновой решетки. Периметр волнистой окружности идет непрерывной волной, что дает ощущение полосы. Композиция построена из симметричного мотива, придающего кружеву строгость и особую статику.

    Тонкие непрерывные линии передают ощущение утреннего инея. Плавные же линии (вилюшка) всколыхнувшихся волн создают ощущение прибоя. Отличительной особенностью традиционного вологодского кружева является чёткое деление строения кружева на узор и фон. Заполнение внутреннего пространства небом, с небольшим количеством звезд или снежинок, соединенных между собой паутинкой, непринужденно заставляет его мерцать. Окантовка края состоит из лепестков, также состоящих из непрерывной линии, переходящей на соседние лепестки. Искусно выполненная стилизация лебедя сохраняет его легкость, красоту, величие. Это делает салфетку более легкой. Не случайно за центральный роспись образ выбран именно лебедь.

    Прием исполнения панно- штучное коклюшечное кружево.

    Рисунок 11 -Декоративный панно, автор Уланова

    Декоративный элемент состоит из зеркально- расположенных, стилизованных птиц, олицетворяющих верность, защиту и мощь, и растительного орнамента. Стилизация формы позволяет передать воздушность изделия. Ленточный орнамент по краю придает изделию некую завершенность. Распределение рисунка на изделии представляет собой равнобедренный треугольник, что придает равновесие композиции.

    Основой является содержательность орнамента, где отражено поэтическое восприятие человеком окружающей его действительности, связанное с образно-мифологическим мышлением. Декоративная выразительность узора достигается ритмическим соотношением плотных и ажурных форм.

    Ритм мелких элементов символизирует берекет- ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие.

    Техника-штучное коклюшное кружево.

    Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме.

    Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны -- ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно плещется многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

    Рисунок 12 -Декоративная тарелка, свободно кистевая техника изображения

    Декорирование тарелки росписью подчеркивает её форму. Красный ободок отделяет центральную композицию и наружную друг от друга, создавая четкую границу. Наружный ободок состоит из хоровода цветов, повторяющих форму тарелки. Центральная композиция наполнена гармоничным размещением двух птиц и ансамбля цветов. Птицы изображены симметрично друг к другу, с пышными хвостами, длинной шеей и небольшим брюшком. Колористическое решение панно строится на нюансах цвета и тона. Завершенность и легкость узору придают нарядные белые и цветные оживки, выполненные слегка приглушенными красками. Такая тарелка выглядит празднично, богато и нарядно.

    Техника выполнения изделия- свободно-кистевая роспись.

    Рисунок 13-Доска разделочная «Городецкие мотивы», автор Коновалова А.Е.

    Декор разделочной доски очень плотный, на нём мало свободного пространства. Птицы изображены симметрично, их головы повернуты друг от друга. Худенькие, без брюшка, с хохолком, они держат центр композиции в круге. Хвост изображен в виде веера. Форма круга подчеркивается венками цветов и растительности. Центр композиции- птицы, второй план- растительный орнамент.

    Птицы закомпанованны в ленту, проходящую через середину круга. Нарядность птицам придают оживки белого и черного цветов.

    Белый цвет - символизирует чистоту, незапятнанность, святость, простоту, невинность, добродетель, радость и ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.

    Черный цвет в городецкой росписи используется для получения эффекта контраста, им выполняются, как правило, разживка, теневка, приписки.

    Принято считать, что он отрицает, все другие цвета и поглощает свет. Красный цвет придает росписи выразительность- символ жизни.

    Техника выполнения декора-свободно-кистевая.

    Рисунок 14 - Салфетница «Царевна-лебедь», автор Железнова С.Ю.

    Гармоничная, легкая конструкция отдаленно напоминает кружево. Его отличительной чертой является создание красоты из металла. Доминирующие элементы представленного филигранного изделия- это волны, круги, полукружия. Они придают конструкции некий ритм (движение). Для большей декоративности изделия в него добавляют зернь. Она создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

    Форма представлена в виде изогнутой шеи и стремящихся ввысь крыльев. Все изделие заполнено мелкими пластиночками в соответствии с эскизом. Стилизация крыльев и тела лебедя делает изделие необычным, эксклюзивным.

    Техника выполнения- набор на чеканеные или давленые шаблоны - формы из обыкновенного кровельного железа.

    Рисунок 15 - Брошь «Птица», автор Железнова С.Ю.

    Декоративная брошь в виде птицы имеет плавную форму. Главный акцент в данной композиции по праву можно считать прикрепленную финифть (роспись по эмали). Изделие очень легкое, воздушное, с плавными переходами. С добавлением зерни изделию придается особенный шарм. Так как изделие маленьких размеров, декорирование образа птицы минимально. В декоративных линиях, напоминающих оперение птицы, присутствует ритм, плавное перетекание из одного элемента в другой.

    Технология выполнения- плоская ажурная филигрань.


    Источник: http://studbooks.net/1140825/kulturologiya/analiz_ornamentov_dekorativnyh_izdeliy



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    АНАЛИЗ ОРНАМЕНТОВ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ - Блузка комбинированная выкройка

    Роспись и его анализ Роспись и его анализ Роспись и его анализ Роспись и его анализ Роспись и его анализ Роспись и его анализ Роспись и его анализ